Пресс-релизы

СУХОПУТНЫЙ ЗЕРНОВОЙ КОРИДОР РОССИЯ-КИТАЙ

Общество с ограниченной ответственностью «ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ЗЕРНОВОЙ ТЕРМИНАЛ» является оператором первого этапа российско-китайской Инициативы по созданию «Нового сухопутного зернового коридора Россия-Китай».

Проект «Новый сухопутный зерновой коридор» предполагает на начальном этапе строительство зернового железнодорожного терминала Забайкальск-Маньчжурия на территории Забайкальского края с мощностью перевалки до 8 млн. тонн в год. Проект создает широкие возможности реализации потенциала Сибири по производству и экспорту зерна в КНР и реализуется в русле Поручения Президента России о разработке «Стратегии развития зерновой отрасли до 2030г.». Представители Оператора Проекта также внесли свой вклад в разработку Стратегии, принимая участие в работе рабочей группы, созданной в Минсельхозе России. В части Сибири в стратегию вошли все необходимые для развития и господдержки отрасли целевые индикаторы – развитие семеноводства, увеличение производства, элеваторных мощностей, экспорта и новой для отрасли структуры «сухопутных зерновых терминалов».

«Новый сухопутный зерновой коридор» - это кратчайший и самый выгодный маршрут для поставок сибирского зерна в Китай. Поскольку отсутствует дополнительное сухопутное транспортное плечо (терминал ближе всех морских портов); отсутствует морское плечо; отсутствует лишняя портовая перевалка зерна (корабль-вагон). И что не менее важно – это технологически, логистически и экономически взаимоувязанная инфраструктура производства, хранения, внутрироссийских перевозок и сухопутных зерновых терминалов.

Для российско-китайских торговых отношений Проект уникален, так как в отличие от многих иных проектов создает именно долгосрочную точку роста взаимовыгодного двустороннего товарооборота. Так развитие только инфраструктурной части «сухопутного зернового коридора» потребует уже в среднесрочной перспективе десятков, а затем сотен инфраструктурных объектов, в том числе мощных элеваторов, создаваемых на китайском оборудовании, по китайским технологиям и китайскими специалистами, что увеличит китайский экспорт на многие десятки млрд. юаней. А поставки экологически чистого (без ГМО), недорогого зерна имеет долгосрочный и значительный потенциал у Китайских производителей в т.ч. мяса.  

Проект в полной мере соответствует концепции «Экономического пояса шелкового пути» и духу «сотрудничества, взаимной выгоды и общего выигрыша».

Реализация Инициативы по созданию «Нового сухопутного зернового коридора» имеет высокую социальную, экономическую и отраслевую значимость не только Сибирского региона, по оценкам экспертов, каждое созданное на селе рабочее место создаст более 5 рабочих мест в смежных отраслях, как в России, так и в Китае.

Реализация Инициативы будет способствовать возрождению Российской и Сибирской научно-исследовательской и образовательной базы, развитию селекции и семеноводства, почвоведения, росту производства агрохимии и средств механизации, развитию транспортной инфраструктуры региона, расширению рынка труда в сельской местности и обеспечению его привлекательности, позволит повысить занятость и экономическую защищенность сельского населения, и в целом будет способствовать комплексному развитию села, а также увеличению отчислений в бюджеты всех уровней.

ПЕРВЫЙ ЗЕРНОВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕРМИНАЛ

Идея проекта родилась в 2011 году в команде единомышленников, работающих в агропромышленном секторе Сибири. И не понаслышке знакомых с проблемами развития сельскохозяйственной отрасли региона в целом и растениеводства особенно. Речь идет об ограниченном внутреннем спросе на зерно и отсутствующем экспортном потенциале, связанном (до недавнего времени) как с политическими ограничениями, так и с инфраструктурными.

 

Внутренний же спрос ограничен слабо развитым животноводством (основным потребителем зерна), но главное, и это объективный ограничитель - "производство продовольствия, ориентированное на внутренний рынок ограничено численностью населения", а на огромной территории Сибири и Дальнего Востока она незначительная. Но при этом существует колоссальный экспортный потенциал. Так, на территориях АТР уже сегодня проживает 4,6 млрд. человек из которых в КНР – 1,4 млрд.

 

По оценкам ВОЗ и ООН к 2025 году число жителей планеты возрастет до 8,1 млрд. человек и по различным оценкам нехватка зерна оставит без необходимой нормы продовольствия от 1,4 до 2 млрд. человек.

 

При этом Сибирский федеральный округ (СФО) обладает огромным сельскохозяйственным потенциалом, так площадь сельскохозяйственных угодий составляет – 47 млн. га, из них на пашни приходится 23 млн. га, под посевы задействовано менее 10 млн. га (фактически еще меньше). А урожайность, по причине отсутствия спроса, агрономической культуры и технологий, составляет в среднем 1,2-1,3 тонн с га, при щадящем потенциале урожайности – как минимум в два раза больше.

 

Цифры наглядно демонстрируют, что потенциал СФО на рынке производства и экспорта продовольствия, огромный. А географическое положение и логистические возможности реализации потенциала СФО на Китайском направлении значительные, при этом на текущий момент они совершенно не использованы.

*Для примера, средний объем российского экспорта зерна составляет ~20 млн. т/год, в США около 130 млн. т/год. А импорт Японии в среднем составляет 20 млн. т/год. 

 

На проработку проекта потребовалось около двух лет, в течении которых был выполнен:

  • сбор данных о зерновом рынке Китая и его перспективах;
  • сбор данных об экспортном потенциале СФО;
  • поиск эффективного логистического и технического решения проблемы разноколейности;
  • моделирование и доказательство экономической целесообразности жизнеспособности найденного решения. 

 

Затем состоялся знаменательный визит Президента России В.В. Путина (июнь 2012) в КНР, затем Саммит АТЭС и визит (март 2013) Председателя КНР Си Цзиньпина в РФ. В рамках которого, в том числе, был подписан долгожданный документ – Фитосанитарное соглашение.

 

И стало очевидно, что так называемый исторический "разворот России к Азии" не просто слова, а сложились лучшие за всю историю Новой России политические условия на уровне взаимоотношений двух стран для реализации задуманного и можно переходить к практической и последовательной реализации масштабного и комплексного проекта по "Экспорту сибирского зерна в КНР". Начав с создания "Первого зерновой ЖД терминал Забайкальск-Маньчжурия".

 

В связи с тем, что реализация Проекта осуществляется на территории субъектов СФО, затрагивает межгосударственные отношения и вопросы продовольственной безопасности, а также является регулируемой областью как в России, так и в КНР, его успешная реализация, очевидно, требовала масштабной политической и отраслевой поддержки и формирования пула партнеров-единомышленников.

 

Являясь коммерческой инициативой, по сути, проект является инструментом реализации государственных интересов, а также социальных и отраслевых программ. И органично объединяет интересы Граждан, Государств и Бизнеса двух стран, так как создает условия для развития перспективного рынка экспортоориентированного производства зерна, зерновой логистики и зернотрейдинга в Сибирском федеральном округе. И стратегическом, продовольственном сотрудничестве и продовольственной безопасности двух Государств.

 

Перспективность и масштабность формируемого рынка, можно оценить в 30-40 млн. тонн зерна в год. Выручка от такого экспорта – это уже цифры, сопоставимые с годовой выручкой от экспорта газа по восточному маршруту газопроводу "Сила Сибири". Так что мы говорим в полном смысле о "стратегической отрасли и стратегическом сотрудничестве России и Китая", в рамках которого поступательно будет расти уровень и качество жизни, создаваться новые рабочие места. Каждое рабочее место на селе создает 5 рабочих мест в смежных отраслях – не только в России, но и в Китае.

 

Сибирское зерно – экологически чистый продукт, имеющий значительный экспортный потенциал, а "Новый экспортный зерновой коридор Сибирь-Китай" – это кратчайший и самый выгодный маршрут для экспорта сибирского зерна в Китай. Маршрут исключающий:

  • Дополнительное сухопутное транспортное плечо – ЖД терминал значительно ближе существующих морских портов.
  • Морское плечо.
  • Лишнюю портовую перевалку зерна (вагон-корабль).

 

В итоге, благодаря уникальной логистике, зерно, поставляемое по новому экспортному зерновому коридору, будет стоить значительно дешевле, чем могут предложить, например, США и Канада на условиях FOB в портах Китая.