История

Современный "Железнодорожный пункт пропуска (ЖДПП) Забайкальск" расположен в Забайкальском районе (административный центр – пгт.Забайкальск) Забайкальского края и граничит с КНР и Монголией.  

10 февраля 1901 года на строящуюся Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД) из России прошел первый поезд от российской станции Мациевская до китайской станции Маньчжурия. В 1903 году КВЖД была пущена в эксплуатацию. С началом русско-японской войны 1904-1905 годов пропускной способности для военных перевозок стало явно не хватать. В течение лета 1904 года было срочно построено 58 разъездов, в том числе и разъезд №86 на перегоне Мациевская-Маньчжурия.

Новый этап развития разъезд получил после провозглашения Китайской Народной Республики (01.10.1949г). Ускоренными темпами проектировались и строились новые объекты. Именно в этот период построены все существующие парки станции, перегрузочные места, пункт перестановки вагонов, жилые дома, клуб. Новая инфраструктура позволила во много раз увеличить обработку экспортных и импортных грузов. Станция получила самый красивый на дороге ЖД вокзал, и было запущено регулярное международное пассажирское сообщение по маршруту Москва - Пекин.

В 1966 году поселок Забайкальск стал районным центром. С 1975 года начался постепенный рост товарооборота и новый этап реконструкции станционных устройств, строительства коммунальной инфраструктуры и жилья. Были построены здания представительств, спортзал, гостиница. Значительно изменилась технология работы станции.

После перестройки "Восточные ЖД ворота Страны" распахнулись окончательно и потоки туристов, грузов, как из России в Китай, так и обратно, хлынули через Забайкальск. Началось строительство объектов федерального значения и техническое перевооружение имеющихся. Реконструкция железнодорожной станции позволила превратить её в мощный грузоперерабатывающий комплекс,  обеспечивающий более 60% двухстороннего Российско-Китайского товарооборота.

Перспективы и важность развития железнодорожного узла Забайкальск для расширения российско-китайских торгово-экономических отношений переоценить невозможно. Так как ЖДПП Забайкальск – это часть международного проекта "Экономический пояс Великого шелкового пути". А строительство первого приграничного зернового ЖД терминала откроет новую веху в истории не только железнодорожного узла Забайкальск,  Сибири, но и в целом российско-китайских отношений, так как станет основным элементом "нового экспортного зернового коридора Сибирь-Китай".